четверг, 23 октября 2014 г.

Осень



Мария Башкирцева. Талантлива русская художница, о которой сейчас мало кто знает.


Мария Константиновна Башкирцева родилась на Полтавщине в 1858 году в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
   В 1877 г. она стала посещать академию Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречавшие теплые отзывы французских газет и журналов. Ее работ сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.
   Демократические настроения эпохи нашли отражение в ее картинах «Жан и Жак» (1883), «Встреча» (1884), которая была приобретена Люксембургским национальным музеем.
   Среди наиболее известных полотен — «Дождевой зонтик», «Три улыбки», «Осень» (все 1883), находящиеся ныне в Государственном Русском Музее. В их мастерской живописи ощутимо влияние учителя Башкирцевой — французского художника Ж. Бастьен-Лепажа, но выбор сюжетов и мотивов изображения демонстрирует индивидуальность художницы.
   В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество.
   Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано. С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда с поразительной откровенностью заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. «Дневник Марии Башкирцевой» впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г., выдержав уже несколько изданий на французском языке, вышел в свет и в России. Он запечатлел образ женщины-художницы, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы, все возможности, но так и не успевшей реализовать себя.
   Скончалась эта одаренная художница от скоротечного туберкулеза в 1884 году. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
   Несмотря на столь раннюю смерть, Мария Башкирцева прожила удивительно полную и яркую жизнь.
     Была множество раз влюблена, больше всего на свете жаждала славы и поклонения,
переписывалась с Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, училась в самой модной тогда школе - Академии Жулиана, выставляла свои картины в Парижском Салоне и получала награды, общалась с замечательными людьми.
     Все это описано самой Марией Башкирцевой в ее Дневнике.
     Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки.
    В 1885 году известный французский писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой».
    «Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская».
    Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц».


Комментариев нет:

Отправить комментарий